Первые успехи Майи Кристалинской
В школе девочка училась хорошо. Она была прилежным ребенком. Школу она совмещала с занятиями в детском хоровом коллективе, который назывался «Народный
ансамбль песни и танца». Руководителем этого коллектива был Семен Осипович Дунаевский. Но застенчивость Майи мешала ей в полной мере проявлять свои способности в пении. Что не сразу позволило обнаружить в ней необычайный талант. Даже сольно она пела исключительно в семейном кругу.
На школьном выпускном вечере (июнь 1950 г.) Майя наконец решилась и спела для случайных прохожих на Манежной площади. В ее исполнении были такие песни, как «Синий платочек», «Друзей-однополчан», а также другие произведения военных лет.
После школы Майя Кристалинская поступила и училась в Московском авиационном институте на инженера- экономиста. Там она продолжала проявлять себя творчески, участвовала в художественной самодеятельности. В 1955 г., после окончания института, Майя уехала в Новосибирск по распределению. Там она работала на авиационном заводе имени Чкалова. Вскоре девушка вернулась обратно в Москву и ее приняли на работу в КБ (конструкторское бюро) Яковлева. Но самодеятельность Майя не оставила и посещала эстрадный ансамбль.
Рождение и семья
Майя появилась на свет в Москве 24 февраля 1932 года. Семья, где родилась девочка, была русско-еврейская.
Папа, Кристалинский Владимир Григорьевич, родом был из Черниговской губернии. В Могилёве он учился в реальном училище, потом на художественно-конструкторском факультете Высших художественно-технических курсов в Москве. Он был учёный-математик, трудился во Всероссийском обществе слепых, составлял всевозможные головоломки, детские игры и кроссворды, которые часто печатались в «Пионерской правде». В 1958 году издательство «Детский мир» выпустило книгу «Шутки-минутки», автором которой был отец Майи Кристалинской. Владимир Григорьевич в Доме пионеров охотно вёл занятия для детей (позже заведение переименовали в Центральный дом детей железнодорожников).
Мама, Кристалинская Валентина Яковлевна (девичья фамилия Пыткина), родилась в Павлодаре.
Родители после свадьбы переехали в Москву. В конце 20-х годов у них родилась первая девочка, её назвали Майя, но в возрасте двух лет малышка умерла. Для Владимира и Валентины Кристалинских это был тяжелейший удар, оправиться от которого они смогли лишь с рождением в 1932 году второй дочери, ей дали такое же имя Майя.
Расцвет деятельности
Уже в 1957 г. на Всемирном фестивале, который проводили в честь молодежи и студентов, Майя выступала с ансамблем «Первые шаги», руководителем которого был Ю. Саульский. Выступление певицы произвело впечатление на публику. Её даже называли «самородком из КБ» и стали приглашать петь на различные концерты. Хотя нашлись и те, кто был недоволен выступлением Кристалинской. В статье «музыкальные стиляги» ее сильно раскритиковали.
В музыкальных кругах Майя Кристалинская начала приобретать все большую популярность. Первые её гастроли прошли в Закавказье. Она успешно выступала в Ереване, Тбилиси, Баку. Публика принимала Кристалинскую очень восторженно. После гастролей Майе сделали предложение о выступлении с известными уже на тот момент джаз-оркестрами, руководителями которых были Эдди Рознер и Олег Лундстрем. После 1960 г. Кристалинская записала композицию героини Маши (стихи Г. Поженяна), которая называлась «Мы с тобой два берега…» что принесло ей еще большую известность.
Песни в исполнении Майи Кристалинской принесли ей небывалую популярность и всеобщую любовь. К ним относятся такие композиции: «Возможно», «Тишина», «Царевна-несмеяна», «В нашем городе дождь». А также очень известными были песни: «Скоро август», «Спасибо, аист», «Ах, Арбат» и многие другие. Вскоре девушка заслужила титул лучшей эстрадной певицы 1966 года. Кристалинская успешно исполняла песни и на английском языке: «Течет Волга», «Подмосковные вечера». И это еще не все! Композицию «Старый клен» она исполняла на польском языке.
Краткая биография
Ни в школе, ни потом, когда училась в институте, Майя никогда не выступала как солистка. И, однажды решившись, спела на Московском международном фестивале молодежи и студентов и стала лауреатом этого конкурса.
- 1957 год. Работа в джазовом оркестре молодого тогда композитора Юрия Саульского. Именно в составе этого коллектива Майя Кристалинская стала победителем конкурса. В день вручения наград оркестр был раскритикован в газетах. Статья в одной из газет называлась «Музыкальные стиляги» и в ней джаз назывался «музыкой, совершенно чуждой советской культуре». Критиковались и сами музыканты. После этого оркестр распался.
- 1959-1960. Работа солисткой в очень известном тогда оркестре Олега Лунгстрема, а затем Эдди Рознера. Вместе с музыкантами Майя Кристалинская гастролирует по всей стране.
- 1960. 2 февраля состоялась премьера фильма «Жажда», где впервые прозвучала песня «Мы с тобой два берега». Майя Кристалинская взяла ее в свой репертуар, и песня приобрела невероятную популярность. Она постоянно звучала в эфире радио, на концертных площадках. Но когда вышла пластинка, где песня была исполнена Майей, она была распродана за несколько дней, хотя ее тираж насчитывал почти семь миллионов экземпляров.
- 1961. Майе Кристалинской предложили работать в Москонцерте, на что она с радостью согласилась. Но тут случилась беда. У певицы обнаружено онкологическое заболевание. Она прошла курс химиотерапии, после которой на шее остались глубокие ожоги. С тех пор почти до самого конца жизни в ее гардероб вошла маленькая косынка, которую она носила так, что многие модницы переняли этот стиль и повторили его в своих костюмах.
- 1962. В этом году проходил II Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Майя приняла в нем участие и стала лауреатом, получив третью премию.
- После этого успеха Майя начинает гастролировать не только по стране, но и по многим зарубежным странам. В частности, в 1964 году она побывала на гастролях в Польше вместе с Марком Бернесом, который во многом стал для певицы примером.
- 1966. Песню «Нежность» из популярнейшего кинофильма тех лет «Три тополя на Плющихе» вместе с Майей Кристалинской пела вся огромная страна. Композитор Александра Пахмутова сначала для первого исполнения предложила песню Эдите Пьехе, но та отказалась и впоследствии признавала, что не смогла бы спеть эту песню лучше, чем Майя.
- В этом же году телезрители признали Майю Кристалинскую лучшей эстрадной певицей страны.
- Ее песни – это жизнь не одного поколения. Наши бабушки и дедушки прекрасно помнят самые лучшие из них – «Ненаглядный мой», «Неужели это мне одной», «Мы с тобой два берега», «Для тебя» ,«Старый клен» и многих других. Они и сейчас звучат иногда в эфире радио и телевидения.
- 1970. Председателем Гостелерадио назначен Сергей Георгиевич Лапин. Говорят, он был ярым антисемитом и поэтому все, у кого в паспорте в графе национальность была соответствующая запись, попали в немилость и опалу. Майя Кристалинская была среди них. Формулировка ее увольнения была немного странной – за пропаганду грусти. В стране победившего социализма никто не должен быть грустным – наверное так думали начальники от кино и эстрады. Понятно, что это был только предлог.
- 1970 – 1980. Это десятилетие было очень трудным для певицы – она могла выступать только в глубинке в сельских клубах или райцентрах. Делала она это в перерывах между мучительными курсами лечения своей болезни. Врачи запрещали ей петь, но для нее это было равносильно смерти.
- 1974. Присвоение звания заслуженной артистки РСФСР. Интересно, что одной из тех, кто голосовал против этого, была известная певица Гелена Великанова. Это была месть за то, что на одном из совместных концертов Майе досталось больше аплодисментов, чем ей.
- Последние годы жизни Майя Кристалинская тоже занималась творческой деятельностью, но немного другого плана. Она проявила журналистские способности, печатая в газете «Вечерняя Москва» свои статьи, очень серьезно изучала литературу и хорошо в ней разбиралась, любила живопись, знала несколько иностранных языков и занималась переводами.
- 1984. Майя Кристалинская перевела не русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления», получив на это разрешение автора.
- Эта книга с переводом Майи Кристалинской вышла в свет уже после ее смерти 19 июня 1985 года.
Период застоя творчества
После выступления с песней «В нашем городе дождь» на «Голубом огоньке» (начало 70-х) руководство телеканала обвинило Майю в том, что она этим произведением пропагандирует печаль и грусть. Это привело к тому, что Кристалинскую практически перестали показывать на телевидении. Но причиной всему оказалось назначение председателем Гостелерадио С. Ляпина, после чего многие артисты оказались в таком же положении, как и Кристалинская. Гастрольную деятельность наша героиня не прекращала, не отчаивалась и в минуты застоя писала статьи в «Вечерней Москве», занималась переводом книги Марлен Дитрих «Размышления» на русский язык. Но, несмотря на это, в 1974 году Кристалинской был присвоен титул «Заслуженная артистка».
Профессиональная певица
Отработав три положенных года в конструкторском бюро, героиня нашей статьи уволилась, чтобы посвятить себя музыке. Певица Майя Кристалинская к тому времени уже фактически стала профессиональной артисткой. На гастроли она ездила с оркестром Эдди Рознера.
Настоящая популярность к ней пришла в 1960 году, когда на советские экраны вышла военная драма Евгения Тишкова «Жажда». В ней прозвучала песня Майи Кристалинской «Мы с тобой два берега». Буквально на следующее утро после выхода фильма артистка проснулась знаменитой. Альбом Майи Кристалинской с записью песен из фильма разошелся 7-миллионным тиражом. Композицию практически каждый день ставили на радио.
Личная жизнь
В 1957 году наша героиня — Майя Кристалинская — стала замужней дамой. Ее избранником был Аркадий Арканов, в то время работник медицины, который впоследствии стал известным писателем-сатириком. Познакомились они 30 апреля в Политехническом музее на Международном фестивале, который проводился в честь молодежи и студентов. И уже 9 мая Аркадий Арканов сделал Майе предложение, на которое она ответила своим согласием. А 1 июня 1957 г. состоялось бракосочетание Арканова и Кристалинской. Родителей мужа наша героиня впервые увидела на своей свадьбе. Жили супруги на съемной квартире.
Их брак продлился около года, после чего молодожены расстались. Причиной распада семьи послужили разные взгляды на жизнь. Уже во время брака Майя Кристалинская, биография, личная жизнь которой показывают нам, что девушка была целеустремленным человеком, уволилась из конструкторского бюро, чтобы полностью посвятить себя музыке.
Институт и распределение
Летом 1950 года Майя вместе со своей подружкой Валей стали студентками факультета экономики самолётостроения МАИ.
В институте Кристалинская, как и в школьные годы, пела в хоре. Руководители заметили, что у тихой и скромной Майи от природы почти идеально поставленный голос.
В хоре у Кристалинской появилась ещё одна подружка Галя Карева, которая в будущем стала примой Александринки. Галя начала настаивать, чтобы Майя, имея такой уникальный дар, посвятила свою жизнь пению. Но Кристалинская отнеслась к этому спокойно и в 1955 году окончила МАИ, получила диплом с распределением в Новосибирск (здесь на заводе имени Чкалова она должна была отработать три года).
Майя вместе с подругой Валей поехали в столицу Сибири осваивать полученную в институте профессию и участвовать в культурной жизни (так, по крайней мере, они думали, когда ехали на поезде в Новосибирск). Но действительность оказалась не такой радужной. Заместитель директора завода встретил девчонок не слишком приветливо, назначил их на должность выдавальщиц (для выдачи деталей рабочим) с окладом 730 рублей, что по тем временам было не много. Молодым специалистам даже не предложили комнату в общежитии, директорская секретарша отвела девушек в «красный уголок», где определила им для ночлега диван.
Позже их поселили в комнату при бухгалтерии, которую девчонки между собой назвали казематом. Майя и Валя попросили директора отпустить их обратно домой в Москву, на что получили строгое: «Нет!» Грязные производственные помещения, бранящиеся женщины, рабочий день по 10-12 часов – всё это способствовало тому, что девушки просто-напросто сбежали.
С новосибирского завода в Москву пришла бумага, где сообщалось, что Кристалинская и Котелкина самовольно покинули рабочие места, за что их необходимо привлечь к уголовной ответственности. Такая жалоба поступила в Министерство авиационной промышленности. Но девушкам повезло. Начальник главка был рецензентом на Майин диплом, который она защитила на «отлично». Он не стал портить девушкам трудовую биографию, пожалел их и пристроил работать в московское конструкторское бюро под руководством генерального конструктора Яковлева.
Работы было много, руководитель отличался строгостью, поэтому Майя практически весь рабочий день проводила за кульманом и лишь 15 минут обеденного перерыва тратила на репетиции концертов, а по вечерам выступала в Центральном доме детей железнодорожников.
Во время перерыва на репетиции послушать Кристалинскую сбегались работники всех лабораторий КБ. Вскоре о талантливом самородке, работающем в конструкторском бюро, прослышал молодой композитор Юрий Саульский, который к фестивалю молодёжи и студентов в Москве организовывал джазовый ансамбль.
Вторая попытка
Творческий путь певица Майя Кристалинская продолжала все так же успешно, чего нельзя сказать о личной жизни нашей героини. Любовь народа, известность и много поклонников не принесли Кристалинской семейного счастья с гражданским мужем. В 60-е годы она познакомилась с журналистом. В то время он работал в журнале «Советский союз». Из-за слабости избранника и предрасположенности к спиртным напиткам постоянно случались ссоры, что и привело к их расставанию. Через непродолжительное время Кристалинская соглашается на предложение скульптора Эдуарда Барклая и выходит за него замуж. Познакомилась пара на ужине у известного врача А. Вишневского, где Барклай весь вечер проявлял знаки внимания Майе, после чего проводил домой. И уже через несколько месяцев Кристалинская перебралась к Барклаю в его однокомнатную квартиру. Благодаря второму супругу Майя перестала выступать на сцене в брючных костюмах с косынкой на шее и сменила их на элегантные платья с высоким воротником. Детей у Кристалинской не было ни от первого, ни от второго мужа. Поэтому она всю свою материнскую любовь дарила своей племяннице Марьяне.
Образование
В школе Майя постоянно демонстрировала свой талант. Например, она могла практически без подготовки выступить на сцене под аккомпанемент рояля. На ее способности обратили внимание руководители хора Центрального Дворца детей железнодорожников. В то время им руководил известный композитор Исаак Дунаевский.
Сама певица признавалась, что тогда даже не думала, что ее судьба будет связана с выступлением на сцене. Будучи всесторонне развитым ребенком, она демонстрировала успехи в литературе, математике, иностранных языках.
Казус вышел перед тем, как девочка собралась получать свой первый паспорт. Дело в том, что она была русской по матери, а еврейкой по отцу. Майя решила посоветоваться со своей подругой Котелкиной, какую национальность ей записать в документ. Та ответила, что всегда было принято определять происхождение по отцу. Это мимолетное решение сыграло определенную роль в биографии Майи Кристалинской. Но тогда она не могла себе представить, что из-за одной графы в паспорте в 60-е годы ее не будут допускать на телеэфиры.
Окончив школу, героиня нашей статьи поступила в столичный авиационный институт. Вместе с Валентиной Котелкиной они стали студентками на факультете экономики самолетостроения. Через пять лет получили дипломы инженеров-экономистов. По распределению их отправили на авиационный завод в Новосибирск.
Последний год жизни
Брак Кристалинской и Барклая длился 20 лет (до 19 июня 1984 г.). Ровно до тех пор, пока её супруг не умер. После этого Майя Кристалинская столкнулась с болезнями. У нее начали отказывать ноги и руки. Затем пропала речь. И ровно через год, 19 июня 1985 г. умерла и сама Кристалинская. Но до сих пор слушатель помнит прекрасное исполнение певицы. Нельзя забыть душевные переливы музыки и чистый голос нашей героини. Музыка тех лет затрагивает струны нашей души, волнует или успокаивает, заставляет даже иногда плакать. Но она никого не оставляет равнодушным.
Популярность
В голос героини нашей статьи влюбилась вся страна. У нее вышло большое количество шлягеров. Среди них песни «А за окном то дождь, то снег», «А снег идет», «Внуки», «Наши мамы». Фото Майи Кристалинской печатали популярные советские газеты и журналы.
В своей творческой биографии ей посчастливилось работать с лучшими композиторами и исполнителями того времени в Советском Союзе. Это Иосиф Кобзон, Микаэл Таривердиев, Валентина Толкунова.
В 1966 году Кристалинскую признали главной эстрадной певицей года, в то время она находилась на пике своей популярности. Хитом на долгие годы стала композиция «Нежность» в ее исполнении, которая прозвучала в мелодраме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».
Разительная перемена в ее биографии произойдет всего через несколько лет после смены председателя Госкомитета Советского Союза по теле- и радиовещанию. Артистка на долгие годы превратится фактически в персону нон грата на отечественной эстраде.