Данная статья повествует о жизненных и творческих дорогах советского прославленного актера Юрия Богатырева. По несчастному стечению обстоятельств, его жизнь оборвалась достаточно рано, когда артист находился на пике карьерного роста. К тому же, Юрий сделал огромный вклад в развитие советских кинокартин и театральных постановок.
Посвятив этот текст великому актеру, мы хотим отдать дань уважения Юрию Богатыреву и донести современному читателю уровень мастерства. Рекомендуем внимательно изучить биографию Народного Артиста РСФСР. К слову, это звание, Юрий получил в 1988 году, за год до своей смерти.
Рост, вес, возраст. Сколько лет Юрию Богатыреву (актер)
Несмотря на эпоху, в которой жил кумир, поклонники не оставляют без внимания внешние показатели. Им часто интересно узнать конкретные цифры, – какой у любимого артиста рост, вес, возраст. Сколько лет Юрию Богатыреву — актер ведь ушел в относительно раннем возрасте. Что же, на момент жизни, примерный рост составлял 186 сантиметров.
Биография Юрия Богатырева (актер)
Биография Юрия Богатырева, актер, берет свое начало весной 1947 года, в городе Рига. Семья не была увлечена творчеством или актерской деятельностью. Отец Георгий был офицером и служил на флоте, а мать Татьяна управлялась по дому. К слову, у Юрия была сестра Маргарита.
Уже с детства, родные стали замечать за ним нестандартное поведение. Его характер, на тот момент, можно было описать как ранимый и чуткий. В свободное время, Юрий шил одеяния для кукол. Вдобавок к этому, стоит отметить лунатизм, который проявлял себя еще в дошкольном возрасте.
Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья перебирается в столицу СССР. Тут, почти сразу, Юрий начинает посещать занятия в художественной школе. На выходных, он приглашал к себе соседей, усаживал родителей и показывал представление. Примечательно, что большинство кукол он сделал сам.
Ближе к окончанию школу, становится вопрос о будущей профессии. Недолго поразмыслив, будущий актер решает попробовать себя в изобразительном искусстве. Таким образом, мальчик поступает в Художественно-промышленное училище. Выбранная специальность – ковровый художник. Когда наступали каникулы, Юрий участвовал в археологических процедурах – он зарисовывал находки, вместе с одногруппниками. Так, молодые люди оттачивали собственное мастерство.
Будучи на подобных раскопках, в 1965 году, будущий актер знакомится с участниками детских кукольных театров. Среди них был Владимир Штейн, который и пригласил юношу к себе. Конечно же, Юрий с радостью соглашается – больше ни одна репетиция или постановка не обходится без его участия. Некоторые постановки пропускаются на телевидение. В 1967 году, юноша начинает обучение в «Щуке». Вместе с ним, на курсе учились другие известные актеры советского прошлого.
Примерно с того же времени, Юрий работает в «Современнике». Однако режиссеры постановок не сразу доверили ему главных ролей – для этого пришлось сыграть более пятнадцати второстепенных персонажей. Несмотря на это, некоторые работы все равно становятся запоминающимися, вроде «Вишневого Сада», «Двенадцатой Ночи» и «Вечно Живые». 1977 год немного изменил положение дел – Олег Ефремов предлагает Юрию перевестись во МХАТ. Недолго подумав, актер соглашается.
Здесь ему доверяют более значимых персонажей в постановках «Дни Турбиных», в «Живом трупе» и прочие. Стояла другая проблема – собственное жилье. Юрий уже долгое время стоял на очереди, поэтому он часто жил там, где его могли приютить – общежития, друзья, родственники. 1981 год все поменял – получение звания «Заслуженный артист РСФСР» автоматически подвинуло его на первое место. В итоге, Богатырев получил однокомнатные апартаменты по улице Гиляровского.
В кинематограф, Юрий пришел чуть раньше. В 1960-х годах происходит знакомство нашего героя и Никиты Михалкова, который на тот момент был еще новичком в режиссуре. Тандем двух людей принес большое количество кинокартин, с участием Богатырева. Дебютной можно считать роль в «дипломе» Михалкова – «Спокойный день в конце войны», которая сразу дала определенные плоды в плане популярности.
В 1974 году, снимается кинолента «Свой среди чужих…», где Богатыреву достается главная роль. Место съемок – Кавказ. Чтобы появится на киноэкранах в прекрасной форме, Юрий заранее использует различные диеты и занятия спортом. Кроме того, он учился кататься на лошади, ведь до этого, опыта не было совсем.
Даже местные жители горных районов отмечали высокий уровень таланта у актера. Он полностью погружался в роль. Для съемки сцены, где главный герой прыгает с большой высоты, предлагалось использовать каскадера, однако Юрий наотрез отказался и сам выполнил опасный трюк.
Чаще всего, актер появлялся именно в работах Михалкова. Некоторые роли даже специально писались под Богатырева. Порой, приходилось нелегко – персонажи обладали полностью противоположными качествами.
Творческий путь
В 1971 году, окончив учебу, Богатырев поступил на службу в театр «Современник». Некоторое время ему давали второстепенные роли. Он сыграл Януса в постановке Галины Волчек «Свой остров», Священника в спектакле Александра Алова и Владимира Наумова «Тоот, другие и майор», Карандашова в работе Валерия Фокина «Валентин и Валентина». Его самые известные роли того времени – Марк Александрович в «Вечно живых», герцог Орсино в «Двенадцатой ночи», Ермолай Лопахин в «Вишневом саду».
Первая роль Богатырева в кино («Спокойный день в конце войны»)
Отношения с коллегами Юрий старался поддерживать дружеские, да и к нему, чуткому, похожему на большого ребенка, многие относились с нежностью. Из воспоминаний о коллегах Богатыреву наиболее запомнился один мимолетный эпизод: В 1977 году Богатырев перешел во МХАТ по приглашению Олега Ефремова. Здесь у него появились главные роли в спектаклях «Мятеж» (Дмитрий Фурманов), «Дни Турбиных» (Алексей, старший брат), «Тартюф» (Клеант), «Живой труп» (Виктор Каренин), «Чайка» (Борис Тригорин).
Юрий Богатырев в спектакле «Тартюф»
Но всесоюзная слава пришла к актеру благодаря кино – с выходом на экраны картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), где он, еще не имевший опыта съемок в полнометражных картинах, блестяще сыграл смелого и бесстрашного чекиста Егора Шилова.
Юрий Богатырев в роли Егора Шилова
Грузноватый и неспортивный Богатырев для этой роли сумел не только похудеть, но и научился скакать верхом, чем приводил в восхищение чеченских джигитов. Съемки проводились в Чечне и Азербайджане, почти все трюки Юрий выполнял сам, даже не испугался прыгнуть вместе с Константином Райкиным (татарин Каюм) в горную реку, хотя затем они едва выбрались на берег. Позже Райкин вспоминал, что тонули они по-настоящему, во время дубля. Река Аргун оказалась слишком быстрой, вода – ледяной. Но эпизод отсняли с первого раза.
Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Самым трудным для Богатырева оказалось научиться правдоподобно бить. Он не любил драться, но в кадре его удары были настолько убедительны, что ни у кого не возникло сомнений в силе и мастерстве персонажа.
Режиссера Никиту Михалкова, учившегося в том же Щукинском училище на два курса старше, актер считал своим крестным отцом в кинематографе. Именно у него он сыграл свои наиболее яркие роли: вальяжного Владимира Максакова в «Рабе любви» (1975), несуразного Сержа в «Неоконченной пьесе для механического пианино» (1977), прагматичного обездушенного Андрея Штольца в «Нескольких днях из жизни И.И.Обломова» (1979)
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Танец разбушевавшегося Тасика для михалковской «Родни» (1981) Богатырев разучивал почти месяц, чтобы достичь, по его мнению, наибольшей выразительности.
Юрий Богатырев в фильме «Родня»
Последней совместной работой двух гениев стала трагикомедия «Очи черные» (1987), где Юрий Георгиевич сыграл предводителя дворянства Александра. В картине также снялись Марчелло Мастрояни, Елена Сафонова, Иннокентий Смоктуновский.
Никита Михалков и Юрий Богатырев
Вне тандема с Михалковым Богатырев тоже был готов к любым экспериментам. Невероятно отвратительным актер сумел сделать персонаж Михаила Ромашова в драме Евгения Карелова «Два капитана». Тонкими штрихами – речью, взглядом, манерой поведения – Богатырев создал настолько отталкивающий образ, что зрители еще долго не воспринимали актера как отдельную личность.
Юрий Богатырев в фильме «Два капитана»
Лишь после появления на экранах трогательного влюбленного писателя Филиппка в мелодраме Ильи Авербаха «Объяснение в любви» Богатырева перестали отождествлять с предателем Ромашовым.
На съемках фильма «Объяснение в любви»
В фильмографии актера было еще несколько значимых ролей: врач Андрей Львов в социальной драме «Открытая книга», учитель Сергей в приключенческом фильме «Последняя охота», хирург Борис Петров в картине «Мой папа – идеалист», поэт Владислав Разлогов в драме «Полет птицы». Последняя роль Богатырева в кино – король Карлос II в музыкальной комедии «Дон Сезар де Базан».
Кадр из фильма «Дон Сезар де Базан»
Картины и рисунки Юрия Богатырева
Помимо своих актерских талантов, многие поклонники обращают внимание на картины и рисунки Юрия Богатырева. Известно, что на протяжении всей жизни, он изучал живопись. При наличии свободного времени, актер непременно брался за кисть и краски, и рисовал.
Основная масса работ – портреты и карикатуры на других артистов. Они были непринуждёнными, что только добавляло им ценности. Друзья занимали очередь заранее, чтобы их тоже успели нарисовать. Сегодня, художественные работы актера хранятся у коллег по цеху. В частности, можно отыскать шаржи на Наталью Варлей, Леонида Филатова, Валентина Гафта и других артистов того времени.
Могила и похороны Юрия Богатырева
Незадолго до своей смерти, актер начал принимать большое количество антидепрессантов. Причиной этому становились многочисленные проблемы, с которыми Юрий попросту не справлялся. Перед тем, как лечь спать 1 февраля 1989 года, актер, как и раньше, принял препараты. Но из-за внезапного сердечного приступа, пришлось вызывать бригаду скорой помощи. Доктора, в свою очередь, ввели дозу клофелина, который нельзя никак сочетать с антидепрессантами. На этом фоне, появился шок и быстрая остановка сердца.
6 февраля, актера похоронили на Ваганьковском Кладбище. Поклонники часто ищут информацию, вроде «Могила и похороны Юрия Богатырева». Все для того, чтобы отыскать место захоронения и почтить память великого артиста. По сегодняшний день, на могиле часто появляются свежие цветы.
Юрий Богатырёв: Тайный дневник
Автор: Владимир Вестер, Диляра Тасбулатова ЮрийБогатырев, которого больше знают как замечательного актера, был еще и прекрасным художником. У него была одна интересная привычка: он вел подробные дневники, записывая в тетрадь всё, что с ним происходило за день: то есть писал почти каждый день.
Упоительный дневник
Может, потому, что слишком уж они откровенны и неожиданны — даже для тех, кто его хорошо знал?
Читать, однако, записки Богатырева – упоение.
Хорошо пишет, выпукло, с настроением, — даже, скажем так, с литературным блеском: талант есть талант.
Как говорится, если человек талантлив, то талантлив во всём.
…Эти порывы ветра в мартовский день — в Риге, где Юра родился; переезд его семьи, из Риги в подмосковный Красногорск, школьные кутежи с традиционным портвейном, его прогулки по Старому Арбату или …кукла, которую он принес на вступительный экзамен в «Щуку».
Куклу он принес в 1966-м, побывав до этого актером-кукловодом, археологом, эстрадным чтецом, художником по коврам и пр. Правда, Юра так и не стал морским офицером, хотя его отец буквально грезил об этом.
Читаем дальше: и читая, мы слышим игру Юры на пианино, узнаём, сколько раз и на ком он собирался жениться, присутствуем при его разговорах с Эльдаром Рязановым…
Какая насыщенная, радостная и печальная, полная идей и мечтаний жизнь.
И впереди — тот день, когда Юра откровенно говорит о себе:
«Я представляюсебяввесовойкатегориидо70килограмм,относительномолодым,когдавпередиещемаячилироли,которыеуженикогданесыграть,иабсолютноне завистливымклюдям,имеющимперсональныемашиныивыставкивМанеже».
Летающий шкаф Юра
А ведь он действительно никогда никому не завидовал, наоборот — завидовали ему. Его всесоюзной известности и тому, что он был актером аж двух знаменитых театров – «Современника» и МХАТа. И так как он постоянно разрывался между двумя своими главными мечтами, стать художником и выступать на сцене, то, можно сказать, обе мечты осуществились в той мере, в какой это возможно в таком существовании «на разрыв».
Выступал он в разных амплуа, в кино и в театре; что удалось ему в высшей степени, но амплуа эти исчерпали лишь малую часть его возможностей. О нем так и говорили (и это стоит повторить):
«Ребята, этотудивительныйЮраможет«принятьформулюбогососуда»и«подстраиватьсебяподлюбойкостюм»,аегоруки—это«верхниеноги»,асамонпохожна«летающийшкаф». Ему не подходило (слегка пренебрежительное) прозвище «Актер Актерыч», он был, скорее, — «Артист Артистыч».
Вот что являлось для него органичным, ибо Юра, Юрий Георгиевич, был не кто иной, как прирожденный вахтанговец.
И именно в том самом смысле, в каком определил сам Евгений Вахтангов, утверждавший приоритет личности актера над создаваемым им образом.
Следуя этому «вневременному завету», он с блеском изображал людей щемяще нежных, навсегда неустроенных в этом мире. И с тем же блеском играл людей глупых, идиотов, подлецов и завистников, сам будучи человеком очень умным.
Советский Бердслей
И еще он был утонченным, влюбленным в искусство в более широком смысле, чем обычный актер: Богатырев боготворил «мирискуников» и «Бубновый валет».
«Графика этогорисующеголицедея,утонченногоэстета,отдаленнонапоминаетдекадентскиевремена,БакстаиСомова,иещебольшеУайльдаиБердслея, —писалонемхудожникСергейБархин. —Причем,альбомовэтихзамечательныххудожниковвсемидесятыеивосьмидесятыедостатьбылоневозможно.Артистсловновыхватывал,узнавалэтилинииипятнаизвоздуха,покаким—тоостаткам,послевкусиямвлиянийар—нуво». Ия Савина, знаменитая актриса, изображенная на рисунке Богатырева «Дама с собачкой» в мерцающем свете волнистого платья и чеховских строк, а у ее ног он сам, фантастическое существо с лицом самого художника, говорила:
«Я другоготакогоактеранезнаю…Внембылоневероятноесочетаниеумаибезогляднойсамоотдачи.Ивсегдабылнедоволенсобой.ВэтомсмыслеонбылпохожнаФаинуГеоргиевнуРаневскую,котораявыходилаиспрашивала:«Ну,каксегодня,а?А?».Итрогательнождалаодобрения. Вот такиЮрочка.Вымотаетсязаспектакль,выложится,икомнесвопросом:«Иечка,по—моему,сегодняничего,а?».Аявответ:«По—моему,чудовищно,Юра».Ивиделавегоглазахслезы…Кидаласьуспокаивать:«Юрочка,тычудноработал!»Надобыловидетьегоглаза,которыеговорили,чтоонвыложилсядоконцаивсеженебылуверен,чтовсепрошлохорошо»… «Горит внемкакой—тоогонь,требуетегодушачего—товысшего,никакнеможетустроитьсяиприспособитьсяктому,какпринятожить,какживутбольшинстволюдей», —сказалонемОлегЕфремов. В Музее МХТ сохранился подарок Ефремову — рисунок Юрия Богатырева «Чайка и Крест»: спинка стула, гжельский крест, чайка написана гуашью на куске войлока.
Изгой
Друзья говорили, что Юрия Георгиевича можно было даже стариком представить: как он, именитый народный артист СССР, идет по Камергерскому в шубе и с тростью, а вокруг роятся благодарные ученики.
Но никто не мог его, такого блестящего, представить в полном одиночестве в общественной столовке со стаканом компота и двумя бурыми сосисками на казенной потрескавшейся тарелке.
Однако при всей своей известности, он был как раз очень одиноким человеком: неизвестно, дошло бы дело до сосисок, но и на вершине славы он был одинок, хотя одиночество, вот парадокс-то, ненавидел всей душой. И страдал от него.
…Тогда было не принято даже упоминать об этом, но Богатырев имел «нетрадиционную» сексуальную ориентацию, что, возможно, его отчасти и сгубило: его личная драма заключалась еще и в том, что, будучи человеком прямым и откровенным, он был вынужден постоянно притворяться не тем, кем являлся на самом деле. Вообще тема эта была для него «самой больной», как сказал его приятель Александр Адабашьян.
Да он вообще был наособицу, других таких исполнителей, актеров с такой судьбой, в нашем кино и не было: громадный талант, если не гений, при этом еще и большой художник, — в обыденной жизни, попросту говоря, «в быту», он чувствовал себя глубоко несчастным.
Но дело не только в «быте» как таковом: это трагедия самоидентификации, двойной жизни, да еще и с чувством вины, что накладывает на людей с его сексуальными предпочтениями лицемерное общество. Ведь по сути, несмотря на известность и огромный дар, он был изгоем.
Возможно, потому так рано и умер: уйти от своей главной проблемы он пытался при помощи неумеренного употребления крепких напитков и медицинских препаратов.
Посмертная суета
…После его смерти, неожиданной, случайной, фатальной, началось еще и опошление, посмертная суета: почти все обстоятельства его жизни, всё, что с ним случалось (и чего никогда не случалось), после его трагического ухода было многократно обыграно, опубликовано, вспомнено и растиражировано.
В большинстве своем, отдадим должное, честно и тактично, но порой — с каким-то пошлым удовольствием, со сладострастием записных сплетников, придумывающих «сенсации» и «ранее неизвестные подробности». Тайну его смерти (о, господи) «разгадывали» еще и экстрасенсы, оракулы, астрологи и даже гадалки.
Майский день, именины сердца
Все эти сплетни и досужие разговоры совершенно несовместимы с его мнением о себе и своей профессии:
«Пушкин окрыляетдушу,Гогольдаетпищууму,Чеховпомогаетглубжепостигатьпрофессию». Его роли скрупулезно раскладывали на мелкие составляющие, докапываясь до «сути», пытаясь понять, как это всё удается одному и тому же человеку. Как это у него получается, что «печальная и лёгкая ядовитость явственно проглядывает в его трактовке роли Виктора Каренина в «Живом трупе» (1982), а тонкое чувство игрового и фантазийного начала он проявляет в «Перламутровой Зинаиде» (роли в «Зинаиде» были две: Юрика, 1987, и Табака, 1988).
Среди его знаменитых работ и Тригорин в «Чайке», и Полуорлов в «Старом Новом годе» (обе – 1983), и учитель Киро («Попытка полёта», 1984), и Фёдор Иванович («Чокнутая», 1986)…
И, конечно же, Манилов в телефильме Михаила Швейцера «Мертвые души», показанном в 1984-м. О швейцеровской интерпретации великой поэмы Гоголя восторженно отзывались и тогда, да и сейчас тоже — Швейцер, как выяснилось, не устаревает. Как кто-то сказал: «Лучшая экранизация «Мёртвых душ» из всех существующих, Манилову же равных нет…»
. Зрители понимали, что перед ними именно гоголевский Манилов: «истинно образованнейший человек», не допускающий «такому приятному гостю», каким является Павел Иванович Чичиков, пройти в дверной проем после хозяина: «Не допущу пройти такому приятному гостю». В конце концов они еле-еле протискиваются вместе в этот самый проем.
Понятно, что Манилов – некоторым образом восторженный идиот. Но идиот он какой-то особенный, идиот-мечтатель, тошнотворно, паточно сентиментальный и изнурительно вежливый: с непомерными сюсюканьями. Тетешкая свою жену-душеньку (Лариса Удовиченко), этот сладкоголосый господин на дух не выносит «вопросов низкой жизни», повседневную рутину сельского хозяйства, желая все дни прожить «на лоне, некоторым образом, природы». Чтобы «майский день» никогда не заканчивался, а «именины сердца» были вечными. И мечты у него самые что ни на есть его, маниловские: «Как хорошо было бы, душенька, как славно, если бы взять и провести отсюда подземный ход, а выход прямо на Театральной площади». И нам сразу же представляется этот гоголевский мечтатель выходящим со своей душенькой из-под земли на Театральную площадь, — и от этих его диких мечтаний прямо оторопь берет.
Непонятно, в сущности, кто из них, по сути, отвратительнее: «прореха на человечестве», ужасающий Плюшкин, или этот, гоголевско-богатыревский Манилов — какой-то сахарный, пустой, как барабан. Богатырев играет Манилова ни «сиюминутного», а «вечного» — таких восторженных идиотов и идеалистов без идеи, каковых русская действительность может плодить до бесконечности, и в наше расхлябанное время полным-полно.
Такой же дурак в его исполнении и Клеант — в пьесе Мольера «Тартюф», поставленной во МХАТе в 1981-м Анатолием Эфросом. И не просто дурак, а вершина человеческой глупости. В этом спектакле в роли Оргона, кстати, был занят Калягин. Вот он и сказал, что «Юра играл не правильного человека, а набитого дурака. Набитого цитатами, вычитанными где-то. Представляете, когда дурак говорит правильные вещи, да еще темпераментно, да еще когда слова извергаются с бешеной скоростью, мешая сами себе и выражению мысли… Он краснел, синел, потел… Это было потрясающе!»
Театральный шедевр: лишнего билетика было не достать, все рвались посмотреть именно Богатырева.
Объяснение в любви
Как он работал над своими ролями? Только в полном одиночестве и с полной отдачей, чтобы роль была отшлифована до блеска. Выходил на сцену знаменитых театров, снимался в кино, сыграв двадцать девять ролей.
Критики писали о его ролях у Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих») и его Саяпине в «Отпуске в сентябре», о Штольце в «Нескольких днях из жизни Обломова», о Ромашове в «Двух капитанах», о Филиппке — в «Объяснении в любви». Сыгранный Богатыревым Филиппок, alter ego Евгения Габриловича, по чьему сценарию был поставлен этот фильм, — эпос, эта «жизнь и судьба» отдельно взятого интеллигента, заставшего век-волкодав: писатель, военный корреспондент, любящий муж, лирик, романтик, чудак и коренной, «убежденный» москвич.
Богатырев в этой роли проживает огромную жизнь своей страны, да и целого мира, глядя на него беззащитными подслеповатыми глазами попавшего как кур в ощип идеалиста.
В своем первом романе, сочиненном им где-то в трущобах Сокольников, он написал:
«Новый ХХвекначалсянасамомделенепервогоянваря1901-го,а1августа1914года,впервыйденьимпериалистическойвойны.Явиделрождениеэтоговека.СпервавИталии,вВенеции,откудасбежалитуристы,ипустостоялиотели,гондолы,истоликибесконечныхкофеен,ипляжнаЛидо,илежакиуморятожестоялипустые…Да,новыйвекначалсясощущенияпустотыиопасности». Это ожидание мировой катастрофы чувствуется и в манновской «Смерти в Венеции», с ее полупустыми пляжами Лидо, надвигающейся, как предвестие войны, холерой – 19-й, гуманистический, век кончается на 14 лет позже положенного.
Неоконченная пьеса
…Забавно, что, скажем, Серж Войницев из «Неоконченной пьесы для механического пианино» — уже не «защита» интеллигенции, а беспощадная пародия на нее, на ее декоративное «хождение в народ»: «Софи! Мы завтра пойдем туда, где крестьяне косят сено и раздадим им свои сюртуки». Это одновременно и другая сторона идеализма, и издевка над маниловщиной – у Богатырева всегда есть внутренняя тема, его роли взаимосвязаны, он как бы пишет свою собственную историю России – зафиксированную в персонажах-архетипах.
И здесь так сыграно – по внутреннему смыслу, по «мелодии» роли, в точности как у Чехова. Вопиющая пустота жизни, добровольное расходование ее на пустяки, болтовню, прекраснодушие…
Люди пьют, едят, говорят, а в это время рушатся их жизни. Живут механически, как этот аттракцион, это пианино. И эта нудная пустопорожняя «пьеса» не то чтобы не окончена – она бесконечна.
На Гиляровского
…На улицу Гиляровского Юрий Георгиевич переехал лишь после того, как его, беззащитного перед всевозможной «банальной бытовщиной» и проблемами, с нею крепко связанными, друзья уговорили написать письмо в высшие партийно-административные органы.
«Ты, Юра,человектонкий,ранимый,тыдажесовсемнекоммунист,новсе—такитыдолженперестатьстесняться.Тытакиминапиши,чтоиз—замноголетнегопроживаниявкомнате—пеналевбывшейквартиреИнессыАрманд,поадресуМанежнаяулица, 9,неможешьсполнойотдачейигратьсвоиролинасценеМосковскогоХудожественногоАкадемическогоТеатра,главноготеатрастраны». …Как он на самом деле написал это письмо и как долго его уговаривали это сделать, нашло, скорее всего, свое отражение в его дневнике. Наверху же, наверное, были так поражены полученной депешей, что сразу же отдали приказ по Моссовету: срочно выделить Народному артисту РСФСР Богатыреву Ю.Г. однокомнатную квартиру. И чтобы обязательно не у черта на рогах, не на безликой спальной окраине, а в районе, близком к центру города.
Как ни странно, получилось. Туда он с Манежной и переехал, отпраздновав в кругу близких друзей новоселье. И аккуратно расставил на полках книги, замечательные книги по искусству, которые собирал со студенческих лет. И развесил свои картины. И в театр ездил с улицы Гиляровского. Он почти каждый вечер выходил на сцену, но уже меньше снимался в кино.
За четыре дня до выставки
…Самое страшное и непоправимое случилось в ночь с 1-го на 2-е февраля 1989 года в той же маленькой квартире на улице Гиляровского. Версий случившегося несколько.
Одна из них почти «официальная», сухая и протокольная: гуляли, пили… внезапно стало плохо с сердцем… вызвали Скорую… фельдшер длинной иглой ввел в сердце артиста клофелин – препарат, несовместимый с транквилизаторами и выпитым шампанским. Транквилизаторы Юрий Георгиевич принимал несколько лет. Шампанское откупорили по случаю крупного гонорара в валюте, который он получил от итальянского продюсера фильма Михалкова «Очи черные» за роль несколько глуповатого веселого предводителя дворянства.
Началось с шампанского и кончилось траурными флагами на фасаде театра в Камергерском переулке…
Через четыре дня, 6 февраля 1989 года, на Тверском бульваре, в помещении филиала Театрального музея Бахрушина, в Доме-музее Ермоловой, должна была открыться персональная выставка работ Юрия Георгиевича Богатырева.
Он готовил ее больше десяти лет. Или дольше. Возможно, всю жизнь. Сейчас никто не может точно сказать, сколько времени у него на это ушло. Что-то, наверное, есть об этом в его дневнике. А в «памяти времени» – свидетельства очевидцев, мнения критиков, его фильмы и фильмы о нем, спектакли, шаржи, картины, рисунки…
Он и в себя тоже вглядывался, может быть, во много раз пристальней, чем в кого-либо еще. И себя из огромной и сложной повседневности «выхватывал» с безжалостной откровенностью. Всякий раз шаржированно, как в том автопортрете, где очень большое длинное лицо с очень толстыми щеками и губами, а справа, на копне пшеничных волос как бы невзначай пристроился крошечный черный цилиндр.
Похоже, что он прилетел из того, сказочного, мира, который Юра рисовал красками этого мира; и оттуда же – огромная, крылатая бабочка на шее…
Рисунок сохранился, и бабочка не улетела, да и некуда было ей лететь, в московском-то феврале.
Ия Савина вспоминала:
«На Ваганьковскомкладбищеегоотпевалдивныйсвященник.Потомонсказалнесколькословотсебя:«Юрочка,золотойчеловек!Тыраноушел,нотыпойми,несокрушайся,Господьобходитсвойсадисобираетплоды,которыеужесозрели…».Мырыдали.Можетбыть,Юрочкаприсвоейболезниужебольшенемогтакработать,какработал.ИГосподьзабралтеплоды,которыеужесозрели,гениальныеэтиплоды…Можетбыть…» На его могиле установили большой, но неожиданно легкий гранитный памятник с надписью:
«Юрий ГеоргиевичБогатырев–1947–1989–НародныйартистРСФСР». При создании памятника использовали рисунки Артиста.
Высокое звание присвоили Юрию Георгиевичу Богатыреву меньше чем за год до остановки сердца – в 1988 году. Замечательного художника друзья признали в нем еще в шестидесятые, но кто из них первый об этом сказал, осталось, скорее всего, в его дневнике…
Впрочем, неважно, кто первый его заметил – как художника, а не только большого артиста: актеры, фотографы, художники, режиссеры, друзья, знакомые, просто люди, имена которых пропали, что называется, «в дебрях десятилетий». Они и увидели цветные сны и видения актера и художника Юрия Богатырева. Талант его был таков, чтобы душой и сердцем непрерывно чувствовать «забытую красоту».
фото: Советский экран/FOTODOM
Личная жизнь Юрия Богатырева (актер)
Личная жизнь Юрия Богатырева (актер не любил говорить об этой теме) была сложной и складывалась не всегда так, как хотелось ему. Поклонники помнят, каких добропорядочных семьянинов играл Юрий, и как удачно вживался в роль со своими экранными невестами. В реальности же все было наоборот.
Сегодня, многие спрашивают – правда ли, что Юрий Богатырев был нетрадиционной ориентации? Непременно ответим на этот вопрос. Хоть его окружало достаточно популярных женщин на те времена, актер начал осознавать, что его привлекает мужской пол. Осознание нетрадиционной ориентации пришло с большим опозданием. У Юрия не получалось смириться с этим, поэтому он пристрастился к алкоголю, часто влезал в долги.
Несмотря на все, у актера все-таки была жена – малоизвестная актриса Надежда Серова. Она только развелась с мужем, который выгнал её на улицу. Юрий решил помочь женщине, а вскоре дошло дело до официальных отношений. Таким образом, пара продолжила жить в Москве.
Книги и фильмы
Прожив непростую, короткую жизнь, полную противоречий, актер оставил отпечаток в искусстве. О его сложной судьбе Наталья Боброва написала книги:
- «Юрий Богатырёв: Не такой как все», 2001 г.;
- «Юрий Богатырев. Чужой среди своих», 2021 г.
На телеканалах выходили документальные фильмы:
- «Большой-большой ребёнок. Юрий Богатырёв», «Россия 1». 2015 г.;
- «Острова. Юрий Богатырёв», «Культура». 2015 г.;
- «Юрий Богатырёв. Украденная жизнь», «ТВЦ». 2021 г.;
- «Прощание. Юрий Богатырёв», «ТВЦ». 2021 г.
Семья Юрия Богатырева (актер)
Как мы говорили вначале статьи, семья Юрия Богатырева, актер, не имела творческих корней. Несмотря на это, когда мальчик начал увлекаться искусством, родные поддерживали и всячески помогали реализовать мечты.
Отец будущего актера был офицером Военно-Морского Флота СССР, которого спустя 6 лет после рождения сына, перевели в столицу. Семья переехала вместе с ним, где и жил Юрий до самой смерти. Мама не работала – ей приходилось присматривать за домом, к тому же постоянные переезды не способствовали долгой работе.
Родные и соседи часто собирались вместе, чтобы посмотреть на новое представление Юрия в младшем возрасте. Чаще всего, это были самодельные кукольные театры, которые очень нравились окружающим.
Дети Юрия Богатырева (актер)
Еще в детском возрасте, будущий актер начал отличаться от сверстников – был более изнеженным, изящным. Старался обходить стороной различные драки и прочее. Ему больше были интересны платья и куклы, чем машинки. Но родители не придавали этому особого внимания, ссылаясь на возраст.
В более позднем возрасте, Юрий осознал, что он гей. Хотя, отношения с женщинами были, но на уровне дружеских, и не более. Спустя долгие годы страданий, актер все-таки женился. Надежда Серова только развелась с мужем, а это грозило тем, что её выгонят со столицы. Юрий Богатырев, известный своей доброй душой, согласился сыграть свадьбу с женщиной. Сама Надежда рассказывала – отношения не только на бумажке, актер доверял ей и рассказывал все свои переживания.
У жены была дочь, которую усыновил Богатырев. Но, как вы понимаете, в её воспитании он почти не участвовал. Поэтому, по теме «Дети Юрия Богатырева, актер» невозможно найти какой-либо информации. Своих отпрысков у него не было.
Жена Юрия Богатырева (актер) – Надежда Серова
Жена Юрия Богатырева актер – Надежда Серова, была его коллегой по театральной сцене. Долгое время, она работала в Таганском Театре и была известна в своих кругах. Конечно же, у молодых людей было общих знакомых, которые и подтолкнули Юрия жениться на Надежде. Тот, в силу своего характера, не мог оставить женщину с ребенком на улице.
Примечательно, что основной свадьбы, как таковой, не было. Была обычная роспись в ЗАГСе, на которую никого не приглашали. Даже родные не знали о мероприятии. Сама Надежда рассказывает, что у молодожен даже не было общей жилой площади – каждый остался в своей комнате общежития. Мама Юрия узнала о браке только после смерти сына – ей рассказала Надежда. Она предпочитала не говорить о своем замужестве, т.к. считала это все фиктивным.
Театр
Работая в начале 70-х в «Современнике», Юрий Богатырев долго оставался на второстепенных ролях. Артист сыграл более чем в 15 постановках режиссеров Г. Волчек, В. Фокина, О. Ефремова, Г. Товстоногова, А.А. Алова, В.Н. Наумова. Наиболее известными работами Богатырева стали роли в спектаклях «Вечно живые» по пьесе В. Розова, «Вишневый сад» А. Чехова и «Двенадцатая ночь» У. Шекспира. В 1977 году Юрий Георгиевич переводится во МХАТ по приглашению Олега Ефремова.
Юрий Богатырев в спектакле «Двенадцатая ночь»
Здесь Богатырев попадает в актерский состав спектаклей «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Живой труп» Л. Толстого, «Тартюф» Мольера, «Чайка» А. Чехова. Долгое время Юрий Богатырев не мог получить в Москве собственного жилья. Актеру приходилось жить то в общежитии, то у друзей: К. Райкина или А. Адабашьяна. В 1981 году, после получения звания Заслуженного артиста РСФСР, Юрию Георгиевичу наконец дали однокомнатную квартиру на улице Гиляровского.