Обретение музыки
Мальчик с детства был очарован музыкой. Даже катаясь на коньках, он мог замереть на месте, услышав красивую мелодию. Более всего его манил джаз, но и классика ему тоже нравилась. Однажды в школе выступал Макс Розенцвейг: он играл на скрипке «Юмореску» А. Дворжака. Музыка покорила будущего композитора. Он долго ждал скрипача после концерта, а не дождавшись, отправился к нему домой. Позже они подружились, и именно Макс открыл Джорджу мир музыки. У Розенцвейга в доме он слушал музыку и учился на слух играть на фортепиано.
Родители очень обрадовались, узнав, что у сына появился сильный интерес в жизни и явные способности. Они записали его в музыкальную школу, но систематические занятия, сольфеджио и гаммы категорически не нравились Джорджу. Он так и не получил музыкального образования. Но все же в мире появился новый самобытный музыкант – Гершвин Джордж, биография которого теперь уже была неразрывно связана с творчеством. Только Чарльзу Хамбицеру удалось найти общий язык с юношей. Он давал ему уроки игры на пианино, порекомендовал специалистов по гармонии и оркестровке.
Детство
Джордж появился на свет 26 сентября 1898 года. Это произошло в Америке, в Нью-Йоркском районе Бруклине. Имя, которое он получил при рождении, – Яков.
Его родители имели еврейское происхождение, и ещё задолго до появления детей эмигрировали в Америку. Папу Джорджа звали Мойше Гершовиц, переехав в США ему пришлось поменять имя на Моррис Гершвин, он эмигрировал из Санкт-Петербурга в 1890 году. Работал Моррис сапожником на фабрике по производству женской обуви. Мама Джорджа, Роза Брускина (дочь скорняка), переехала в Америку из Одессы чуть раньше своего будущего мужа.
Всего в семье Гершвинов родилось четверо детей, Джордж был вторым. Жили они небогато, в небольшой квартирке в деревянном доме. По сравнению с другими детьми, Джордж был совершенно несносный и капризный. Когда начал обучение в школе, то к знаниям особо не тянулся, чем сильно расстраивал мать, которая мечтала видеть своих детей учителями.
Зато во дворе он лучше всех мальчишек катался на коньках, даже получил звание чемпиона улицы. Но друзья часто замечали такие моменты, когда Джордж как будто переставал замечать всё, что происходит вокруг, уходил в себя. Причиною этому была музыка. Он мог услышать красивую мелодию и замереть прямо посреди катка.
В 8-летнем возрасте Джорджа глубоко впечатлил во время школьного концерта игравший «Юмореску» Марк Розенцвейг, который в будущем стал известным в Америке скрипачом. Маленький Гершвин полтора часа ждал музыканта под проливным дождём, а когда узнал, что тот давно ушёл через другой ход, побежал к Розенцвейгу домой.
Джордж подружился с Марком, стал бывать у него дома, где больше всего его привлекло фортепиано. Именно Марк открыл для Джорджа таинственный мир музыки; бывая у него в гостях, мальчик слушал много произведений, больше всего ему нравились классика и джаз. Гершвин сам обучался игре на музыкальном инструменте, подбирая по слуху популярные мелодии.
К тому времени старший брат Джорджа Айра уже учился в музыкальной школе. Но каково было удивление родителей, когда они обнаружили, насколько младший сын преуспел в самостоятельном овладении фортепиано, что оставил позади старшего. Тогда они поняли, что отдавать в музыкальную школу надо и Джорджа.
Ступени музыкальной карьеры
К 17 годам Гершвин овладел основами музыкальной грамотности, научился прилично играть на фортепиано и начал сочинять собственные произведения. Он довольно усердно изучал классические произведения, но его привлекала популярная музыка.
С 1915 года он начинает зарабатывать творчеством: играет в ресторанах, аккомпанирует и понемногу пишет свою музыку, преимущественно это небольшие композиции и песни.
Позже он становится автором музыки для мюзиклов, в этом он достигает настоящих высот. Рассвет его творчества совпал с ростом популярности джаза, и влияние Гершвина на это направление было очень велико. Он создает большое количество композиций, которые требуют от исполнителя умения импровизировать.
Новым творческим этапом стало сотрудничество с братом, работавшим под псевдонимом Артур Френсис, и писавшего либретто. За 10 лет этот творческий союз выдал более 20 мюзиклов для Бродвея и Голливуда.
Корни, детство и юность композитора
Родители Джорджа были еврейскими эмигрантами из России. Мальчик родился 26 сентября 1898 года. Изначально его назвали Яков Гершовиц. Позднее родители сменили фамилию на более созвучную их новой обстановке в Бруклине на Гершвин, а имя мальчика на Джордж.
Мойше и Роза — родители Джорджа
Кроме маленького Якова в семье было еще трое детей. Денег было не много, и они жили в небольшом деревянном доме. Отец работал сапожником на фабрике.
Джордж рос непослушным и активным ребенком. Мама мальчика прочила ему карьеру учителя, но он учился крайне плохо. Перевод сына в школу коммерции также не дал результатов.
Когда Джорджу было 12 лет, он встретился с маленьким скрипачом десяти лет Максом Розеном. Под впечатлением от этой встречи он начал самостоятельно активно изучать игру на фортепиано. Родители были рады открытию в мальчике таланта и наклонности. Его записали в музыкальную школу, однако Джордж категорически не любил систематизированные школьные уроки техники и сольфеджио. Полноценного музыкального образования будущий композитор так и не окончил, однако совершенствовал свои навыки в будущем постоянно.
Юный Джордж
Огни Бродвея
В 1918 году Гершвин становится профессиональным композитором. У него больше нет нужды давать уроки и подрабатывать в оркестрах. Теперь он пишет музыку для бродвейских мюзиклов. Он писал по 10 мюзиклов в год, и некоторые мелодии приобретали популярность, например, Swanee.
В 1922 году на Бродвее появляется настоящий хит: опера Blue Monday, которую создал Гершвин Джордж. Биография музыканта делает скачок – его приглашают работать в джазовый оркестр Пола Уайтмена. Именно в этом сотрудничестве расцветает Джордж Гершвин, рапсодия его — Rhapsody in Blue становится знаменитым произведением этого периода.
В 1924 году творчество Джорджа Гершвина достигает зрелости. Он пишет мюзикл Lady, Be Good, который завоевывает настоящую славу. Композиция The Man I love считается лучшей любовной балладой XX века.
Музыка Джорджа Гершвина вобрала в себя темы симфонической классики, современной негритянской музыки, фольклорные мотивы. Стиль композитора отличает оригинальная мелодика, резкие ритмы, экспрессия.
Всего Гершвин написал более 30 мюзиклов, самыми известными из которых являются: Oh, Kay! (1926), «Funny Face» (1927), Strike Up The Band (1927/30), Of Thee I Sing (1931). Очень популярным было шоу Of Thee I Sing (1931), за это сочинение Гершвин и коллеги получили Пулитцеровскую премию. Это был первый в истории случай присуждения премии музыкальной постановке.
Гершвин Джордж
Джордж Гершвин: образец джазовой музыки
Джордж Гершвин, непревзойденный мастер исполнения и сочинения джазовой музыки, по праву считается одним из лучших композиторов в истории Соединенных Штатов Америки. В своей музыке, по словам самого композитора, он старался передать дух свободы, бурлящую энергию американцев того времени.
Краткая биография
Как практически все население Америки, состоящее из волн эмиграции разных периодов и их потомков, Джордж Гершвин не является исключением. Он родился 26 сентября 1898 года в семье еврейского эмигранта из России, настоящее имя композитора – Янкель Гершовиц.
Детство Джордж провел в районе Ист-Сайд в Нью-Йорке. Родители не подозревали, какой музыкальный талант заложен в их озорном малыше, пока не купили пианино, предназначенное для занятий старшего брата Джорджа (всего в семье было четверо детей).
Взяв несколько уроков музыки у разных педагогов, Гершвин посвящает свою юность ежедневным многочасовым импровизациям за инструментом. Игнорируя мнение родителей, шестнадцатилетний будущий композитор устраивается на работу продавцом нот в музыкальный магазин. Он с удовольствием играет для посетителей на пианино, установленном в магазине, и мечтает попробовать себя в сочинении музыки.
Через два года состоялся композиторский дебют Гершвина: его музыка прозвучала на эстраде одного из music-холлов на Бродвее. Дебют вышел удачным, Гершвина заметила не только публика, но и нью-йоркские продюсеры. Одно из произведений Гершвина, — песня «Swanee», — вошла в мюзикл «Синдбад», прозвучала в одном из фильмов и была многократно издана на пластинках.
Расцвет творчества
В 1919 году состоялась премьера мюзикла «Ла Ла Люсиль», музыка которого была полностью основана на сочинениях Гершвина, а в последующие шесть лет композитор создал музыку к сорока с лишним спектаклям. Слава композитора быстро нашла Гершвина, но тот не собирался останавливаться на достигнутом. По словам самого Джорджа, гениального «самоучки», он мечтал стать «настоящим композитором». Гершвин не стесняется просить об уроках композиции знаменитых современников: Стравинского, Шенберга, Равеля, оттачивает игру на фортепиано.
С 1920 по 1924 года Гершвин неустанно работает, ежегодно сочиняя десятки произведений, среди которых — опера «Blue Monday». Тяготение композитора к джазовой музыке и блюзу ярко проявляется в совместной деятельности с джаз-бэндом Пола Уайтмена. Именно для этого музыкального коллектива Гершвин сочиняет гениальную «Рапсодию в стиле блюз». На премьере, прошедшей с оглушительным успехом, присутствовал сам Рахманинов.
Джаз. Блюз
Последующее творчество Гершвина – яркое свидетельство окончательно сложившегося музыкального стиля композитора. Наиболее известные сочинения данного периода творчества:
- Фортепианный концерт (1925);
- оркестровое сочинение «Американец в Париже» (1928), навеянное путешествиями в Европу;
- Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931);
- Кубинская увертюра (1932).
Все эти произведения объединяет интересное органичное сочетание негритянского джаза, эстрадной музыки и некоторых форм европейской классики.
Помимо сочинения классических произведений, Гершвин с успехом пишет музыку для Голливуда и театральных представлений. В 1932 году композитор получает Пулитцеровскую премию (впервые премию вручили за музыкальную постановку), а в 1935 году проходит премьера самого масштабного произведения Гершвина – опера «Порги и Бесс».
К сожалению, жизнь знаменитого композитора оказалась коротка: в 1932 году у Гершвина проявились симптомы опухоли головного мозга. Проведенная операция оказалась безуспешной, и 11 июля 1937 года Джордж Гершвин, не приходя в сознание скончался.
Вернуться в галерею славы
Вернуться на главную
Опера «Порги и Бесс»: вершина творчества
Самым известным и значительным сочинением Гершвина является опера «Порги и Бесс». Знаменитое произведение было написано в 1935 году по пьесе Д. Хэйворда о негритянских Ромео и Джульетте. Текст очень впечатлил музыканта, и он решил, с согласия автора, положить его на музыку. Идея появилась еще в 1926 году, но непосредственно к работе Джордж приступает в 1933. Он общается с писателем, посещает место действия, слушает много фольклорной музыки. Композитор трудился над оперой 20 месяцев, работа шла напряженно, Гершвин даже уехал из Нью-Йорка и почти год жил в маленьком рыбацком поселке в Южной Каролине.
Труды стоили того: Гершвину удалось сочинить настоящий шедевр. Произведение показало миру Гершвина-новатора. Он оригинально сплетает фольклорные мотивы с джазовыми импровизациями и симфоническими мелодиями. Премьера состоялась в 1935 году и имела сногсшибательный успех, но истинная слава к произведению пришла уже после смерти автора. Опера пережила сотни постановок и вошла в золотой фонд мировой музыки.
Личная жизнь
По своему характеру Джордж Гершвин не был похож на многих музыкантов и композиторов. Он вёл очень активный образ жизни, увлекался футболом, катанием на коньках и боксом. А уже в зрелые годы он пристрастился к литературе и живописи. Также, описывая личностный портрет Джорджа, необходимо упомянуть великолепное остроумие этого композитора, который мог с легкостью найти выход из любой ситуации. Гершвин вел активную личную жизнь, но при этом никогда не был женат и не оставил после себя потомков.
Известно, что первой музой молодого музыканта стала его ученица Александра Бледных. Эта связь продлилась несколько лет, после чего Гершвин начал встречаться с Кей Свифт, которая ради Джорджа оставила своего мужа-финансиста. Эти отношения поддерживались на протяжении 10 лет. Даже после смерти композитора Кей занималась его наследием и опубликовала несколько неизвестных ранее произведений Гершвина.
В тридцатых годах композитор безответно влюбился в актрису Полетт Годдар, которая была в то время женой Чарли Чаплина. Однако девушка не ответила взаимностью, а через 20 лет после смерти великого композитора она сочеталась браком с писателем Эрихом Марией Ремарком. В отличие от Гершвина, его любимые женщины прожили долгую жизнь (Кей умерла в 95 лет, а Полетт Годдар — в 80).
Личная жизнь гения
Воплощением представлений о богемном образе жизни стал Гершвин Джордж, биография которого полна встреч с женщинами и свободы. Он был настоящим Казановой. Его романы с самыми красивыми женщинами невозможно перечесть.
Разгульная жизнь и тяжелая работа над оперой надломили здоровье композитора. Он умер от опухоли головного мозга в 1937 году на 39 году жизни.
Наследие Гершвина нельзя переоценить, он стал классиком XX века, его музыка продолжает звучать, выходят пластинки. Величайшие исполнители считают за честь исполнить сочинения композитора.
Последние годы
Насыщенная жизнь и творчество Гершвина не оставили места для семьи: он не был официально женат и не имел детей.
Еще в детстве у Джорджа замечались странные «отключения», когда мальчик на какое-то время полностью отключался от внешнего мира, однако семья никогда о них не распространялась. Вероятно, они стали причиной развития опухоли головного мозга, который у Гершвина диагностировали в возрасте 38 лет. Композитору провели операцию, после которой он, не приходя в сознание, скончался 11 июля 1937 года.
Ранняя карьера
Покинув школу в 15 лет, Гершвин играл в нескольких ночных йоркских ночных клубах и начал свою карьеру как песня-отбойные в Нью-Йоркском переулке Тин-Пан.
После трех лет игры на фортепиано для требовательных покупателей он превратился в высококвалифицированного и ловкого композитора. Чтобы заработать дополнительные деньги, он также работал пианистом репетиции для бродвейских певцов. В 1916 году он сочинил свою первую опубликованную песню «Когда хочешь» Em, ты не можешь «получить» Em; Когда у вас есть «Em, вы не хотите» Em.