Пн-вс: 10:00—22:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vkontakte email

Николай Губенко: Сложная судьба, большая любовь и уход в преддверии 79-летия

Детство актера

Жизнь будущего актера началась в суровое советское время. Мальчик родился в начале войны в городе, который расстреливался оккупантами. Отец служил на фронте военным летчиком и трагически погиб в боях в начале Великой Отечественной войны.

Мать Николай не помнит, потому что попрощался с ней в возрасте 11 месяцев. Женщину повесили немецко-румынские захватчики, и мальчик остался один. Страшные годы войны и суровое детство без родителей не погасили в мальчике интерес к жизни. Он воспитывался в детском доме.

Позднее его перевели в специальную школу, где часть предметов велась на английском языке. Коля рос активным ребенком, которого интересовало творчество. Он с детства участвовал в театральных постановках и с радостью бегал на репетиции и выступления. Во время учебы он знал, что хочет стать профессиональным актером и играть на сцене.

Фильмография

В фильмах Жанна дебютировала еще в школе, снявшись в пятнадцать лет в картине под названием «Дом, в котором я живу». В нем актриса исполнила роль Гали Волынской.

После театрального университета Жанна снималась в кинолентах Сергея Герасимова. Кроме этого, на счету артистки фильмы других кинорежиссеров – «Если ты прав…», «24-25 не возвращается», «Судьба резидента».

Картина Сандро Боттичелли была продана за бесценок, а теперь стоит 92 млн $

Торт с кокосом и маком: рецепт простого в приготовлении десерта

Кучерявый, как Каменских. Потап показал ,как выглядел с волосами (фото)

Также Жанна Болотова сыграла во всех кинолентах своего знаменитого мужа. В фильмах российская актриса снималась до 1987 года, после чего оставила кинокарьеру, поскольку ей перестали нравиться сценарии, которые ей предлагали. И для нее неприемлема пластика, к которой пришлось бы прибегать, чтобы исполнить роли тех персонажей, кого бы ей было интересно сыграть.

Единственное исключение заслуженная артистка РСФСР сделала в середине нулевых и исполнила роль педагога в боевике «Жмурки».

Поступление в театральное училище

Окончив обучение в школе, Николай должен был задуматься о будущем и, в частности, о получении профессии. Он мечтал стать актером, и это желание направило его в театр юного зрителя в качестве рабочего сцены.

image Фотография, на которой изображён юный Николай Губенко

Коля играл второстепенные роли в театре, но его график был плотным. Он не жаловался на жизнь, потому что был занят любимым делом. Став более взрослым, он понял, что ТЮЗ не даст ему того образования, которое позволит стать настоящим актером.

Находясь на гастролях, он буквально сбежал в другой город с целью поступить в театральное училище. Губенко не успел сдать экзамены, но смог пройти отбор во ВГИК. Там он познакомился с такими заслуженными актерами театра и кино, как Сергей Никоненко, Жанна Болотова (его будущая жена) и Лидия Федосеева-Шукшина.

Дипломная работа была представлена пьесой «Карьера Артуро Уи», где Губенко играл роль Гитлера. Николай потрясающе справился с ролью, и проект был успешен.

Кадр из фильма «Подранки», в котором Губенко принял участие не только в качестве актера, но и в роли режиссера

Экс-министр культуры. Всё о Николае Губенко

Как и герои этого фильма, он рано остался без родителей, долго не верил в гибель отца и до 16 лет ждал его возвращения; как и они, тепло относился к преподавателям школы-интерната, в которой воспитывался.

Николай Губенко появился на свет во время бомбежки в катакомбах Одессы. Шел первый год войны. Его отец погиб на фронте, так и не увидев новорожденного сына, а мать была повешена в 1942 году за отказ сотрудничать с немецкими оккупантами. Детство в интернате закалило и дисциплинировало будущего актера и политика. Губенко признается, что «монастырский» режим, по которому жили он и его одноклассники, выработал строгий подход ко времени и распорядку дня. Однако, несмотря на всю строгость содержания, Губенко уже тогда проявил себя как разносторонний и увлекающийся человек. Друзья детства вспоминают, что, участвуя в школьном оркестре, он то и дело менял инструменты, желая узнать и освоить что-то новое.

«Подранки» (Николай Губенко, 1976)

Кирилл Разлогов

2016

12 мин

Часть предметов в старших классах интерната преподавалась на английском языке, воспитанникам этого заведения лежала прямая дорога в Военный институт иностранных языков, готовивший разведчиков, журналистов, переводчиков или дипломатов. Однако институт в 1955 году упразднили, и Губенко пришлось выбирать себе новую профессию. Так он стал актером. Сначала поработал в Одесском театре юного зрителя, а затем уехал учиться в Москву. Губенко поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

«Юноша из провинции, достаточно невоспитанный, дурно одетый, с одесским блатным акцентом, не знающий в должной степени литературы (за исключением школьной программы), встретился с тем, кто на всю жизнь заложил во мне и во всех нас любовь к языку, к литературе, к музыке, к культуре, к искусству».

Николай Губенко Фотография: Валерий Плотников / Государственный музей политической истории России, Санкт-Петербург

На втором курсе молодой актер был утвержден на роль в фильме «Застава Ильича». Гонорар для нищего студента оказался баснословным — 250 рублей в месяц; что делать с деньгами, он не знал — и решил потратить их на самообразование: взял уроки у преподавателей циркового училища. Навыки акробатики, жонглирования, даже хождения по проволоке пригодились Николаю Губенко в актерской карьере. Почти все они были использованы в картине «Последний жулик», однако и многие другие роли Губенко требовали недюжинной физической подготовки.

Со сцены на трибуну

Одну из важнейших театральных ролей в своей жизни актер сыграл уже во ВГИКе. По иронии судьбы он играл Гитлера в спектакле «Карьера Артуро Уи» по пьесе Бертольда Брехта. В этом образе молодого актера впервые увидел Юрий Любимов, и сразу после окончания ВГИКа Губенко стал актером Театра на Таганке. Немногим позже в театр пришел Владимир Высоцкий, актер с тем же амплуа, что и Губенко. Николай Николаевич утверждает, что соперничества между ними не было. Актеры поделили между собой репертуар, а вне стен театра занимались совершенно разными вещами: Высоцкий писал стихи и песни, а Губенко реализовал себя как талантливый кинорежиссер.

Актер и режиссер Николай Губенко (слева) и театральный режиссер Юрий Любимов. Москва, 1975–1989 годы. Музей кино, Москва

Николай Губенко в роли Григория Криворучко в своем художественном фильме «Подранки» (1976)

Слева направо: Николай Губенко в роли, оператор Маргарита Пилихина и режиссер Марлен Хуциев на съемках художественного фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»). 1961–1970 годы. Музей кино, Москва

В 1968 году вышла первая короткометражка Губенко — «Настасья и Фомка». Через три года автор снял и первую полнометражную драму — «Пришел солдат с фронта» по мотивам рассказов Сергея Антонова. Автором сценария картины стал Василий Шукшин. Работая над своими картинами, Губенко действует по принципу Николая Гоголя: писать (снимать) только о том, что видел, что очень хорошо знает. Вот и получилось, что для съемок фильма «Из жизни отдыхающих» режиссер поехал в санаторий «Мисхор» на 24 дня, а материал для драмы «Запретная зона» готовил, путешествуя на велосипеде по российской глубинке и записывая на диктофон окружающих его людей.

Актерская карьера

Карьера актера началась в 1964 году, когда Николай поступил на службу в театр на Таганке. Он играл роли летчика, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева и Печорина. Все эти персонажи не были близки образу жизни и характеру Губенко. При этом он потрясающе справился с ними и удивил зрителей своей искренней игрой.

Важно! Николаю Губенко больше нравилось играть те роли и перевоплощаться в те образы, которые были далеки от него настоящего. Он считает, что гораздо интереснее суметь пережить жизнь другого персонажа, чем играть кого-то похожего на себя.

В 1968 году он снова задумался о повышении квалификации, поступив во ВГИК на факультет режиссуры. После успешного окончания обучения он вернулся в родной театр, а в 1987 году возглавил его.

Семейная жизнь

У него никогда не было детей. О личной жизни в биографии Николай Губенко написал: «Семья у меня небольшая: я и Жанна, а еще друзья и товарищи из театра».

В конце 70-х он женился на Жанне Болотовой, народной артистке РСФСР. Они знакомы со студенческих лет, когда вместе учились во ВГИКе. Потом не раз пересекались на съемочных площадках, но у Жанны был тогда был роман с Андроном Михалковым-Кончаловским, который тот описал в своих мемуарах. Потом она недолго была замужем за двоюродным братом Марины Влади.

Семейная пара много снималась, потом Николай стал совмещать съемки с государственной службой. Он объездил в последние годы всю страну, но снимки вместе с женой он считает лучшими своими фото. В биографии и личной жизни Николая Губенко все идет спокойно и размеренно уже много лет.

Фильмы с участием артиста

Съёмки в кино начались сразу после окончания учебы. Первую роль Губенко сыграл в фильме «Застава Ильича», где его персонажем стал Коля Фокин – простой парень. В последующее время роли Губенко были не основными. Он сыграл в фильмах «Пока фронт в обороне», «Куда улетают аисты» и другое.

Одной из самых ярких ролей стал полковник Блюхер в фильме «Пароль не нужен». За свою игру он был награжден премией за лучшую мужскую роль на Всесоюзном кинофестивале. За свою жизнь артист успел принять участие во многих проектах в роли актера, режиссера и сценариста.

Фотоиллюстрации о Николае Губенко

Его перу принадлежат такие работы, как:

  • Запретная зона.
  • И жизнь, и слезы, и любовь.
  • Из жизни отдыхающих.
  • Подранки.
  • Если хочешь быть счастливым.

Николай Губенко: биография

Режиссер, актер, драматург Николай Губенко хорошо знаком советскому зрителю. Его талант из тех, что «везде пробьет себе дорогу». Еще студентом он ярко ворвался на театральные подмостки, сыграв роль Гитлера в дипломном спектакле «Карьера Артуро Уи».

Николай Губенко в 2018 году

За плечами мэтра огромный багаж театральных и киноролей, которые вне зависимости от строчки в титрах всегда сыграны профессионально и на высшем уровне. Он снискал любовь зрителя и как режиссер, поставив «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «Запретная зона». Политическая стезя Николая Николаевича Губенко запомнится прежде всего постом последнего министра культуры Советского Союза.

Интересные факты

  • Во время учебы в театральном училище Николаю нужно было развивать пластику тела. Он некоторое время занимался с преподавателями из циркового училища.
  • Роль Гитлера давалась Губенко тяжело. Он готовился к ней 2 года, потому что вся его речь была написана на немецком языке. Парень не знал тогда ни слова на языке жителей Германии, однако благодаря упорству и сильному желанию, сложные монологи на немецком поддались ему.
  • Для того чтобы завоевать сердце своей дамы, Николай Губенко использовал вокальные данные. Как он рассказывал в интервью, он всегда «неплохо пел».

Губенко хорошо поет, чем часто пользовались режиссеры и сценаристы фильмов с его участием

Долгий путь в профессию

Постепенно, шаг за шагом, Николай начал прокладывать дорогу к своей мечте. Для начала устроился рабочим сцены в местный ТЮЗ. С удовольствием участвовал в массовках, набираясь опыта.

Однажды Губенко понял – пора ехать в Москву и получать профессиональное актёрское образование. Он сорвался с гастролей ТЮЗа прямо в столицу. Во всех театральных училищах приём был закончен. Но Николаю повезло. Во ВГИКе он еще не завершился. Молодой человек успешно поступил. Оказался на одном курсе с будущими звёздами: С. Никоненко, Ж. Болотовой, Л. Федосеевой и другими.

Николай Губенко в молодости. Источник: stuki-druki.com

В течение года Губенко совмещал учёбу во ВГИКе с занятиями в цирковом училище. Повышал гибкость и пластичность тела.

Часто задаваемые вопросы о политической деятельности Николая Николаевича Губенко

Многие зрители, знающие Николая Николаевича, как прекрасного актера и режиссера, даже не ведают о том, что он связан с политической деятельностью. С 2009 года он является председателем городской думы в столице России.

Кроме того, он был депутатом в Государственной думе, председателем факультета по культуре и туризму, министром культуры СССР и президентом Международной ассоциации содействия по культуре.

Важно! Николай Губенко является членом партии КПРФ.

Муж Жанны Болотовой Николай Губенко все еще работает в театре, где ставятся пьесы по его сценариям. Он прекрасно совмещает общественную и театральную деятельность, а также поет и озвучивает роли. Его официальный сайт: https://gubenko.mos.ru/.

Личная жизнь

Несмотря на бурные романы в молодости (среди возлюбленных Губенко были актрисы Зинаида Славина и Инна Ульянова), актёр женился один раз и на всю жизнь. Более полувека прожил в счастливом браке с коллегой и однокурсницей Жанной Болотовой.

Правда в начале знакомства крупная ссора стоила гордым влюблённым трёх лет молчания. Они избегали друг друга. Но однажды встретившись снова, расстаться уже не смогли.

Николай Губенко и его жена Жанна Болотова. Источник: 2aktera.ru

Детей супругам Господь не дал. Но они вполне были довольны компанией друг друга. Губенко отмечал спокойный и рассудительный характер жены. Её начитанность и интеллигентность, которые были ему по нраву.

Актёр признавался, что покорил Жанну своим пением. Николай Николаевич часто переозвучивал других артистов. Исполнял песни своего друга Владимира Высоцкого.

Николай Губенко. Источник: biography-life.ru

Также Николай Николаевич признавался, что любит готовить вместе с женой. Перенял у неё рецепты некоторых блюд. Жалел только, что не очень подружился с тестом. А выпечку Жанны актер просто обожал.

«Он совсем другой»

— Мне страшно задавать вам этот вопрос. И всё же: как вы себя чувствуете?

— (Пауза.) Знаете, сейчас мне особенно тяжело. Человека такого, как Коля, никогда не было и не будет. Раньше мне казалось, что он такой же, как все нормальные, хорошие люди. Но в какой-то момент жизни я поняла, что он совсем другой. Его трудно сложившаяся судьба сделала его необыкновенно чутким, тонким, честным… Порядочным — уж слишком банально звучит, но по отношению к нему это аксиома. И в его отношении к людям, и даже к деньгам. Он в театре «Содружество актёров Таганки» первые 10 лет вообще не получал зарплату. Становление театра было очень непростым. После разделения Таганки в 1993 г. Любимов, уходя из здания, сказал, что ни одного гвоздя там не оставит. Спектакль «Чайка» в «Содружестве» репетировали при свечах, были отключены свет, тепло — система коммуникаций была одна со зданием любимовской Таганки. Зрители сидели в зале в шубах.

У Коли отношение к работе было невероятным, он ни разу не вышел на сцену, выпив рюмку. Не пропустил ни одного спектакля. Я говорила: «Коля, давай просто поживём, как два старика, — дача, птички поют, цветочки». Но понимала, что для него это невозможно. Коля уходил со сцены всегда под аплодисменты, под крики «браво». Эта зрительская благодарность для него была выше всех наград. Это было его счастье. А счастьем моей жизни был такой Губенко.

Нажмите для увеличения

Ссылка на основную публикацию
Похожее